История стилей в интерьерном дизайне

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ИНТЕРЬЕРА: ИСТОРИЯ СТИЛЕЙобщая вариант 1_новый размер

Цикл лекций посвящен искусству интерьера в его историческом развитии. Обращаясь к опыту ушедших эпох, раскрывая художественные предпочтения, лежавшие в основе стилеобразования во времена Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового Времени, мы сможем почувствовать дух времени и увидеть красоту внутренних пространств, созданных великими художниками и архитекторами прошлого. Мы будем изучать знаменитые интерьеры «больших стилей»  – барокко, рококо, классицизма, постараемся понять, как повлияли на современное искусство интерьера художественные идеи модернизма и постмодернизма. Лекции будут интересны тем, кто мечтает стать профессионалом в дизайне интерьера, а также любителям искусства, стремящимся больше знать о мире и ярче чувствовать красоту.

 

  1. Античность: классические основык теме 1

Наследие древних греков и римлян вплоть до наших дней служит основой искусств. Отправной точкой нашей ретроспективы станет внутреннее пространство Римского Пантеона. Мы уделим особое внимание пластическим и декоративным приемам классического ордера, а также заглянем в будуар патрицианки I века н. э., побываем в термах и базиликах и спустимся в римские катакомбы.

  1. Средние Века: храм как символ мирозданияк теме 2_новый размер

В эту эпоху основой художественного творчества стала глубокая и искренняя вера в Бога. Творчество архитекторов и художников отразило их представление о красоте Царствия  Небесного. Мы рассмотрим самые яркие образцы внутреннего пространства средневековых христианских храмов – от Софийского собора в Константинополе и церкви Ильи Пророка в Ярославле до знаменитейшего собора Парижской Богоматери и невероятных шедевров английской готики.

  1. Ренессанс: иллюзия реальностик теме 3

Стиль ренессансного интерьера определили важнейшие художественные достижения эпохи – открытие перспективы и становление научных представлений о человеке и мире. Сначала мы побываем в знаменитом Студиоло – кабинете для научных занятий урбинского герцога Монтефельтро. Затем осмотрим Зал Новобрачных в Мантуанском дворце и особое  внимание уделим парадным интерьерам Ватикана – бессмертным творениям Микеланджело и Рафаэля.

  1. Причудливая сложность барокко
    Chateau de Versailles - Galerie des Glaces

    Chateau de Versailles — Galerie des Glaces

Тяга к изменчивым формам и зрелищным эффектам в эпоху барокко была безудержной и беспредельной. Поражающую воображение сложность композиции и пышность декора мы увидим в интерьерах римского собора Иль Джезу, паломнических церквей Германии и Австрии и, наконец, большого Версальского дворца – подлинной жемчужины художественного наследия Европы.

  1. Рококо: мода на грациозностьобщая или к теме 5

За хрупким изяществом и фривольной интимностью стиля рококо скрывается поразительный профессионализм его создателей, владевших тончайшими приемами декорирования и умевших превратить интерьер в подлинный шедевр, где архитектура, живопись, пластика, мебель, шпалеры и фарфор составляют живое единство. За примерами мы направимся в парижский особняк Субиз и мюнхенский парк Нимфенбург. Особого разговора заслуживает свойственная стилю рококо тяга к восточной экзотике – шинуазри.

 

  1. Торжествующий классицизмк теме 6

Чтобы понять искусство второй половины XVIII  века, нужно вернуться к классическим истокам, ведь именно строгие правила античной архитектуры стали в это время важнейшим художественным законом. Однако классицистический принцип «строгой простоты и благородного величия» отнюдь не требовал скучных, невыразительных  и однообразных решений. Наоборот, интерьерам классицизма свойственна пластическая насыщенность, гармоничная колористика и торжественность общего настроения. В этом мы убедимся, изучив интерьеры-шедевры, созданные великими мастерами – французом Габриэлем и англичанином Адамом.

  1. Ампир – стиль эпохи великих сражений

Имперские идеи начала XIX века нашли отражение не только в пышном декоре тронных залов, но даже в интерьерах столовых и спален. Образец стиля ампир – резиденции Наполеона Бонапарта, однако французская мода, распространившись по всей Европе, пленила и союзников, и врагов легендарного императора. Особенно интересно проследить, как в ампирной стилистике трансформируются классические мотивы и развиваются приемы стилизации в духе Древнего Египта.

  1. Неостили: романтическое погружение в историю

Стиль и стилизация – ключевой принцип художественного творчества середины XIX века. Мы зададимся вопросом, как и почему пышный ампир превратился в уютный бидермайер, и критически оценим попытки художников и архитекторов воссоздать интерьеры древности, средневековья и прочей романтической старины. Парадоксально, но итогом историзма стало сложение стиля beaux-arts, который мы исследуем на примере вестибюлей и фойе парижской Большой Оперы.

 

  1. Стиль Ар Нуво как начало художественной революции

Формирование Ар Нуво нужно объяснять не только художественными поисками творцов, уставших от неостилей, но и многими другими причинами: радикальными изменениями в промышленном производстве и образе жизни европейцев, влиянием идей символизма и модой на японское искусство. Всё это лежит в основе эффектных интерьерных решений конца XIX века, невероятно насыщенных эмоционально и декоративно. За примерами мы обратимся к творчеству самых креативных мастеров Ар Нуво – Анри ван де Вельде, Чарльза Макинтоша и Виктора Орта.

  1. Идеи модернизма в архитектуре и интерьере

Как и почему на рубеже ХIХ и XX веков в архитектуре произошел революционный переворот? Какими идеями были увлечены зодчие-экспериментаторы, каковы были их творческие цели? Для ответа на эти вопросы нужно понять суть двух важнейших архитектурных тенденций – функционализма и конструктивизма. В знаменитых интерьерах, спроектированных на основе этих тенденций Мисом ван дер Роэ, Фрэнком Ллойдом Райтом и Ле Корбюзье нашли отражение радикальные  социальные и культурные изменения европейской цивилизации.

  1. Ар Деко: после войны – и перед войной

Чтобы почувствовать настроения Европы между двумя мировыми войнами, мы перенесемся в Париж 1925 года, на Международную выставку декоративного искусства, где сформировался стиль Ар Деко, оказавший влияние на искусство, моду и дизайн всего мира. Роскошь и декоративизм этого стиля не противоречили, а соответствовали наиболее радикальным архитектурным идеям, вместе они формировали новое художественное пространство.

  1. Искусство интерьера сегодня и завтра

Вторая половина ХХ века стала временем парадоксальных и неожиданных трансформаций,  эклектического смешения художественных языков, неклассической трактовки классических традиций. Мы являемся свидетелями невероятного расширения границ искусства, изменения отношений к способам проектирования пространств, их масштабам и эстетическим смыслам. Новое восприятие и осмысление пространства стало главной темой минимализма. Бионика и экология послужили дальнейшему развитию органического принципа в архитектуре и интерьере. Развивается и направление, ориентирующееся на возрождение традиций – этностиль. Процветают структурализм и хай-тек. Самое удивительное, что все эти многочисленные и разнообразные тенденции не противоречат друг другу, а все вместе определяют вектор развития искусства интерьера.

Куратор курса

4732186821fbcdc752b9d16aa4f10be6

Шимелевич Анна Генриховна – искусствовед, преподаватель Белорусской государственной академии искусств. Преподает курсы: «История изобразительного искусства», «История декоративно-прикладного искусства», «История архитектуры», «Теория, методология и историография искусствоведения», «Основы музееведения» и др. Руководит научной работой аспирантов и магистрантов. Окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «Искусствоведение» (1995), в 2004 году защитила кандидатскую диссертацию «Закономерности генезиса и эволюции художественного течения эклектизма в архитектуре Беларуси». Интересуется широким кругом научных проблем: стили и исторические эпохи; социум и архитектурная среда; традиции разных культур, их развитие и взаимодействие; самоактуализация человека в искусстве.

Отзывы

Отзывов нет