Старт занятий в ноябре.
Занятия проходят по адресу ул. Мельникайте, 4-409 (ст.м. «Фрунзенская»)
Приобретая услугу, вы соглашаетесь с публичной офертой.
Оставить заявкуЕсли вы хотите прослушать курс лекций в видео-формате, предлагаем вам онлайн курс История стилей.
Античность – классические основы. Наследие древних греков и римлян вплоть до наших дней служит основой искусств. Отправной точкой нашей ретроспективы станет внутреннее пространство Римского Пантеона. Мы уделим особое внимание пластическим и декоративным приемам классического ордера, а также заглянем в будуар патрицианки I века н. э., побываем в термах и базиликах и спустимся в римские катакомбы. Средние Века: храм как символ мироздания. В эту эпоху основой художественного творчества стала глубокая и искренняя вера в Бога. Творчество архитекторов и художников отразило их представление о красоте Царствия Небесного. Мы рассмотрим самые яркие образцы внутреннего пространства средневековых христианских храмов – от Софийского собора в Константинополе и церкви Ильи Пророка в Ярославле до знаменитейшего собора Парижской Богоматери и невероятных шедевров английской готики.
Ренессанс: иллюзия реальности. Стиль ренессансного интерьера определили важнейшие художественные достижения эпохи – открытие перспективы и становление научных представлений о человеке и мире. Сначала мы побываем в знаменитом Студиоло – кабинете для научных занятий урбинского герцога Монтефельтро. Затем осмотрим Зал Новобрачных в Мантуанском дворце и особое внимание уделим парадным интерьерам Ватикана – бессмертным творениям Микеланджело и Рафаэля. Маньеризм – утонченная сложность. Удивительны и восхитительны в своей художественной и технической сложности интерьеры маньеризма, созданные во второй половине XVI века. Это прежде всего невероятный коридор Вазари во Флоренции, и, конечно же, знаменитые резиденции французских королей – замок Шамбор и дворец Фонтенбло.
Причудливая сложность барокко и строгое величие классицизма. Тяга к изменчивым формам и зрелищным эффектам в эпоху барокко была безудержной и беспредельной. Поражающую воображение сложность композиции и пышность декора мы увидим в интерьерах римского собора Иль Джезу, паломнических церквей Германии и Австрии и, наконец, большого Версальского дворца – подлинной жемчужины художественного наследия Европы. Мы рассмотрим интерьеры Версаля не только как шедевры искусства, но и как пространства, в которых вершилась большая европейская политика, и попытаемся ответить на вопрос: все-таки, какому стилю отдавал предпочтение король Людовик XIV – барокко или классицизму?
Рококо: мода на грациозность. За хрупким изяществом и фривольной интимностью стиля рококо скрывается поразительный профессионализм его создателей, владевших тончайшими приемами декорирования и умевших превратить интерьер в подлинный шедевр, где архитектура, живопись, пластика, мебель, шпалеры и фарфор составляют живое единство. За примерами мы направимся в парижский особняк Субиз и мюнхенский парк Нимфенбург. Особого разговора заслуживает свойственная стилю рококо тяга к восточной экзотике – шинуазри. Возвращение классицизма. Чтобы понять искусство второй половины XVIII века, нужно вернуться к классическим истокам, ведь именно строгие правила античной архитектуры стали в это время важнейшим художественным законом. Однако классицистический принцип "строгой простоты и благородного величия" отнюдь не требовал скучных, невыразительных и однообразных решений. Наоборот, интерьерам классицизма свойственна пластическия насыщенность, гармоничная колористика и торжественность общего настроения. В этом мы убедимся, изучив интерьеры-шедевры, созданные великими мастерами – французом Габриэлем и англичанином Адамом.
Стиль большой эпохи – ампир и его адаптация для маленького человека – бидермайер. Сложившийся в начале ХIХ века стиль ампир был очередной формой классицизма и одновременно первым течением в искусстве интерьера, основанным на осознанном использовании приемов исторической стилизации. Ампир сформировался во время наполеоновских войн, и это воистину стиль эпохи великих сражений. Имперские идеи начала XIX века нашли отражение не только в пышном декоре тронных залов, но и в интерьерах столовых и спален. Образец стиля ампир – резиденции Наполеона Бонапарта, однако французская мода, распространившись по всей Европе, пленила и союзников, и врагов легендарного императора. Особенно интересно проследить, как в ампирной стилистике трансформируются классические мотивы и развиваются приемы стилизации в духе Древнего Египта. Еще более интересны процессы демократизации, благодаря которым ампирную моду приспособили к своим вкусам и потребностям представители среднего класса. Их стиль – бидермайер – не лишен романтики и очарования, и в то же время удивительно простодушен в стремлении к домашнему уюту и комфорту.
Стилизация – ключевой принцип художественного творчества середины XIX века. Мы зададимся вопросом, как и почему сложились художественные приемы эклектики – творческого метода, основанного на нетворческом использовании исторических "цитат". Попробуем критически оценить попытки художников и архитекторов вернуться к интерьерам древности, средневековья и прочей романтической старины – даже в случае решения принципиально новых функциональных задач при разработке решений внутреннего пространства банков и отелей, ресторанов и железнодорожных вокзалов. Парадоксально, но итогом историзма стало сложение стиля beaux-arts, который мы исследуем на примере вестибюлей и фойе парижской Большой Оперы. Пышность и помпезность оперных постановок сродни эклектическим интерьерам, созвучным музыке Вагнера и Верди.
Стиль Art Nouveau – начало художественной революции. Формирование Art Nouveau нужно объяснять не только художественными поисками творцов, уставших от неостилей, но и многими другими причинами: радикальными изменениями в промышленном производстве и образе жизни европейцев, влиянием идей символизма и модой на японское искусство. Всё это лежит в основе эффектных интерьерных решений конца XIX века, невероятно насыщенных эмоционально и декоративно. И, конечно, самое важное, что произошло в истории интерьерного искусства на рубеже XIX и XX веков – это рождение дизайна как принципиально нового художественного и проектного мышления. Историю дизайна интерьеров открывают имена самых оригинальных и креативных мастеров Art Nouveau –Гауди, Макинтоша, Шехтеля.
Четкая рациональность конструктивизма и новая эстетика Art Deco. Как и почему в начале XX века в архитектуре произошел революционный переворот? Какими идеями были увлечены зодчие-экспериментаторы, каковы были их творческие цели? Для ответа на эти вопросы нужно понять суть двух важнейших архитектурных тенденций – функционализма и конструктивизма. В знаменитых интерьерах, спроектированных на основе этих тенденций Мисом ван дер Роэ, Фрэнком Ллойдом Райтом и Ле Корбюзье нашли отражение радикальные социальные и культурные изменения европейской цивилизации. Эпоха между двумя мировыми войнами стала также временем формирования изысканного и эффектного стиля Art Deco. Мы перенесемся в Париж 1925 года, на Международную выставку декоративного искусства, где были представлены идеи, оказавшие влияние на искусство, моду и дизайн всего мира. Роскошь и декоративизм этого стиля не противоречили, а соответствовали наиболее радикальным архитектурным идеям, вместе они формировали новое художественное пространство.
Идеи модернизма в архитектуре и интерьере. Переживая подъем после Второй мировой войны, дизайн интерьеров обращается за новыми идеями к опыту авангардных архитекторов и художников-модернистов. Абстрактное искусство и оп-арт вдохновляют дизайнеров на создание интерьеров, наполненных головокружительными оптическими трюками, экспериментами с цветом и формой. Новое восприятие и осмысление пространства становится главной темой минимализма – направления, сложившегося под парадоксальным девизом "чем меньше, тем больше". Особое отражение в дизайне интерьеров этого времени получили достижения фундаментальной науки и высоких технологий, откликом на которые стали футуристический "хай-тек", брутально-функциональный "лофт" и иронический "гаджет-стайл".
Искусство интерьера сегодня и завтра. Начало ХХI века стало временем парадоксальных и неожиданных трансформаций, эклектического смешения художественных языков, неклассической трактовки классических традиций. Мы являемся свидетелями невероятного расширения границ искусства, изменения отношений к способам проектирования пространств, их масштабам и эстетическим смыслам. Бионика и экология послужили дальнейшему развитию органического принципа в архитектуре и интерьере. Развиваются и направления, основанные на исторических стилизациях – "кантри" и "прованс", использующие элементы традиционной культуры народов Европы, и "этностиль" – обращение к культурам Азии, Африки и доколумбовой Америки. И, наконец, всё что угодно приемлет "фьюжн" – стиль, построенный на принципе сочетания несочетаемого. Самое удивительное, что все эти многочисленные и разнообразные тенденции не противоречат друг другу, а все вместе определяют вектор развития искусства интерьера.
Чтобы почувствовать настроения Европы между двумя мировыми войнами, мы перенесемся в Париж 1925 года, на Международную выставку декоративного искусства, где сформировался стиль Ар Деко, оказавший влияние на искусство, моду и дизайн всего мира. Роскошь и декоративизм этого стиля не противоречили, а соответствовали наиболее радикальным архитектурным идеям, вместе они формировали новое художественное пространство.
Вторая половина ХХ века стала временем парадоксальных и неожиданных трансформаций, эклектического смешения художественных языков, неклассической трактовки классических традиций. Мы являемся свидетелями невероятного расширения границ искусства, изменения отношений к способам проектирования пространств, их масштабам и эстетическим смыслам. Новое восприятие и осмысление пространства стало главной темой минимализма. Бионика и экология послужили дальнейшему развитию органического принципа в архитектуре и интерьере. Развивается и направление, ориентирующееся на возрождение традиций – этностиль. Процветают структурализм и хай-тек. Самое удивительное, что все эти многочисленные и разнообразные тенденции не противоречат друг другу, а все вместе определяют вектор развития искусства интерьера.
© Все учебные программы студии защищены законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Любое копирование или использование программ курсов без согласия правообладателя является незаконным и влечет юридическую ответственность.
Цикл лекций посвящен искусству интерьера в его историческом развитии. Обращаясь к опыту ушедших эпох, раскрывая художественные предпочтения, лежавшие в основе стилеобразования в эпохи Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового Времени, мы сможем почувствовать дух времени и увидеть красоту внутренних пространств, созданных великими художниками и архитекторами прошлого. Мы будем изучать знаменитые интерьеры «исторических стилей» – барокко, рококо, классицизма, проследим становление приемов стилизации в интерьерах ампира, эклектизма и Art Nouveau, постараемся понять, как повлияли на интерьеры ХХ века художественные идеи модернизма и постмодернизма и что из себя представляют стили в современном дизайне интерьера. Лекции будут интересны тем, кто мечтает стать профессионалом в дизайне интерьера, а также любителям искусства, стремящимся больше знать о мире и ярче чувствовать красоту.
Оставить заявкуВНИМАНИЕ! Все права защищены. Любое использование материалов сайта разрешается только при условии размещения прямой индексируемой гиперссылки на непосредственную страницу материала.
Общество с ограниченной ответственностью «Арт Депо Студия». Свидетельство о регистрации № 191451701, выдано 01.10.2010 года Минским городским исполнительным комитетом. УНП № 191451701.
© 2010 — 2025 / Art Depo Studio
Разработка сайта VOLNA