г. Минск, ул. Мельникайте, 4-409

История стилей в интерьере

Цикл лекций посвящен искусству интерьера в его историческом развитии от античной архитектуры до постмодернизма наших дней.

История стилей в интерьере

Ближайший старт курса 12 сентября

Программа курса:

Корни: исторические стили

  1. Античность & Средневековье.

Античность – классические основы. Наследие древних греков и римлян вплоть до наших дней служит основой искусств. Отправной точкой нашей ретроспективы станет внутреннее пространство Римского Пантеона. Мы уделим особое внимание пластическим и декоративным приемам классического ордера, а также заглянем в будуар патрицианки I века н. э., побываем в термах и базиликах и спустимся в римские катакомбы. Средние Века: храм как символ мироздания. В эту эпоху основой художественного творчества стала глубокая и искренняя вера в Бога. Творчество архитекторов и художников отразило их представление о красоте Царствия Небесного. Мы рассмотрим самые яркие образцы внутреннего пространства средневековых христианских храмов – от Софийского собора в Константинополе и церкви Ильи Пророка в Ярославле до знаменитейшего собора Парижской Богоматери и невероятных шедевров английской готики.

  1. Ренессанс & Маньеризм.

Ренессанс: иллюзия реальности. Стиль ренессансного интерьера определили важнейшие художественные достижения эпохи – открытие перспективы и становление научных представлений о человеке и мире. Сначала мы побываем в знаменитом Студиоло – кабинете для научных занятий урбинского герцога Монтефельтро. Затем осмотрим Зал Новобрачных в Мантуанском дворце и особое внимание уделим парадным интерьерам Ватикана – бессмертным творениям Микеланджело и Рафаэля. Маньеризм – утонченная сложность. Удивительны и восхитительны в своей художественной и технической сложности интерьеры маньеризма, созданные во второй половине XVI века. Это прежде всего невероятный коридор Вазари во Флоренции, и, конечно же, знаменитые резиденции французских королей – замок Шамбор и дворец Фонтенбло.

  1. Барокко & Классицизм эпохи Louis XIV.

Причудливая сложность барокко и строгое величие классицизма. Тяга к изменчивым формам и зрелищным эффектам в эпоху барокко была безудержной и беспредельной. Поражающую воображение сложность композиции и пышность декора мы увидим в интерьерах римского собора Иль Джезу, паломнических церквей Германии и Австрии и, наконец, большого Версальского дворца – подлинной жемчужины художественного наследия Европы. Мы рассмотрим интерьеры Версаля не только как шедевры искусства, но и как пространства, в которых вершилась большая европейская политика, и попытаемся ответить на вопрос: все-таки, какому стилю отдавал предпочтение король Людовик XIV – барокко или классицизму?

  1. Рококо & Классицизм эпохи Ancien Régime.

Рококо: мода на грациозность. За хрупким изяществом и фривольной интимностью стиля рококо скрывается поразительный профессионализм его создателей, владевших тончайшими приемами декорирования и умевших превратить интерьер в подлинный шедевр, где архитектура, живопись, пластика, мебель, шпалеры и фарфор составляют живое единство. За примерами мы направимся в парижский особняк Субиз и мюнхенский парк Нимфенбург. Особого разговора заслуживает свойственная стилю рококо тяга к восточной экзотике – шинуазри. Возвращение классицизма. Чтобы понять искусство второй половины XVIII века, нужно вернуться к классическим истокам, ведь именно строгие правила античной архитектуры стали в это время важнейшим художественным законом. Однако классицистический принцип "строгой простоты и благородного величия" отнюдь не требовал скучных, невыразительных и однообразных решений. Наоборот, интерьерам классицизма свойственна пластическия насыщенность, гармоничная колористика и торжественность общего настроения. В этом мы убедимся, изучив интерьеры-шедевры, созданные великими мастерами – французом Габриэлем и англичанином Адамом.

Становление: стилистика историзма

  1. Ампир & Бидермайер.

Стиль большой эпохи – ампир и его адаптация для маленького человека – бидермайер. Сложившийся в начале ХIХ века стиль ампир был очередной формой классицизма и одновременно первым течением в искусстве интерьера, основанным на осознанном использовании приемов исторической стилизации. Ампир сформировался во время наполеоновских войн, и это воистину стиль эпохи великих сражений. Имперские идеи начала XIX века нашли отражение не только в пышном декоре тронных залов, но и в интерьерах столовых и спален. Образец стиля ампир – резиденции Наполеона Бонапарта, однако французская мода, распространившись по всей Европе, пленила и союзников, и врагов легендарного императора. Особенно интересно проследить, как в ампирной стилистике трансформируются классические мотивы и развиваются приемы стилизации в духе Древнего Египта. Еще более интересны процессы демократизации, благодаря которым ампирную моду приспособили к своим вкусам и потребностям представители среднего класса. Их стиль – бидермайер – не лишен романтики и очарования, и в то же время удивительно простодушен в стремлении к домашнему уюту и комфорту.

  1. Эклектика & Cтиль Beaux-arts.

Стилизация – ключевой принцип художественного творчества середины XIX века. Мы зададимся вопросом, как и почему сложились художественные приемы эклектики – творческого метода, основанного на нетворческом использовании исторических "цитат". Попробуем критически оценить попытки художников и архитекторов вернуться к интерьерам древности, средневековья и прочей романтической старины – даже в случае решения принципиально новых функциональных задач при разработке решений внутреннего пространства банков и отелей, ресторанов и железнодорожных вокзалов. Парадоксально, но итогом историзма стало сложение стиля beaux-arts, который мы исследуем на примере вестибюлей и фойе парижской Большой Оперы. Пышность и помпезность оперных постановок сродни эклектическим интерьерам, созвучным музыке Вагнера и Верди.

  1. Cтиль Art Nouveau & Рождение дизайна.

Стиль Art Nouveau – начало художественной революции. Формирование Art Nouveau нужно объяснять не только художественными поисками творцов, уставших от неостилей, но и многими другими причинами: радикальными изменениями в промышленном производстве и образе жизни европейцев, влиянием идей символизма и модой на японское искусство. Всё это лежит в основе эффектных интерьерных решений конца XIX века, невероятно насыщенных эмоционально и декоративно. И, конечно, самое важное, что произошло в истории интерьерного искусства на рубеже XIX и XX веков – это рождение дизайна как принципиально нового художественного и проектного мышления. Историю дизайна интерьеров открывают имена самых оригинальных и креативных мастеров Art Nouveau –Гауди, Макинтоша, Шехтеля.

Развитие: стили в дизайне интерьера

  1. Конструктивизм & Cтиль Art Deco.

Четкая рациональность конструктивизма и новая эстетика Art Deco. Как и почему в начале XX века в архитектуре произошел революционный переворот? Какими идеями были увлечены зодчие-экспериментаторы, каковы были их творческие цели? Для ответа на эти вопросы нужно понять суть двух важнейших архитектурных тенденций – функционализма и конструктивизма. В знаменитых интерьерах, спроектированных на основе этих тенденций Мисом ван дер Роэ, Фрэнком Ллойдом Райтом и Ле Корбюзье нашли отражение радикальные социальные и культурные изменения европейской цивилизации. Эпоха между двумя мировыми войнами стала также временем формирования изысканного и эффектного стиля Art Deco. Мы перенесемся в Париж 1925 года, на Международную выставку декоративного искусства, где были представлены идеи, оказавшие влияние на искусство, моду и дизайн всего мира. Роскошь и декоративизм этого стиля не противоречили, а соответствовали наиболее радикальным архитектурным идеям, вместе они формировали новое художественное пространство.

  1. Модернизм: минимализм, "оп-арт", "хай-тек", "лофт", "гаджет-стайл"...

Идеи модернизма в архитектуре и интерьере. Переживая подъем после Второй мировой войны, дизайн интерьеров обращается за новыми идеями к опыту авангардных архитекторов и художников-модернистов. Абстрактное искусство и оп-арт вдохновляют дизайнеров на создание интерьеров, наполненных головокружительными оптическими трюками, экспериментами с цветом и формой. Новое восприятие и осмысление пространства становится главной темой минимализма – направления, сложившегося под парадоксальным девизом "чем меньше, тем больше". Особое отражение в дизайне интерьеров этого времени получили достижения фундаментальной науки и высоких технологий, откликом на которые стали футуристический "хай-тек", брутально-функциональный "лофт" и иронический "гаджет-стайл".

  1. Постмодернизм или альтермодерн? "Эко", "этно", "кантри", "фьюжн"...

Искусство интерьера сегодня и завтра. Начало ХХI века стало временем парадоксальных и неожиданных трансформаций, эклектического смешения художественных языков, неклассической трактовки классических традиций. Мы являемся свидетелями невероятного расширения границ искусства, изменения отношений к способам проектирования пространств, их масштабам и эстетическим смыслам. Бионика и экология послужили дальнейшему развитию органического принципа в архитектуре и интерьере. Развиваются и направления, основанные на исторических стилизациях – "кантри" и "прованс", использующие элементы традиционной культуры народов Европы, и "этностиль" – обращение к культурам Азии, Африки и доколумбовой Америки. И, наконец, всё что угодно приемлет "фьюжн" – стиль, построенный на принципе сочетания несочетаемого. Самое удивительное, что все эти многочисленные и разнообразные тенденции не противоречат друг другу, а все вместе определяют вектор развития искусства интерьера.

  1. Ар Деко: после войны – и перед войной.

Чтобы почувствовать настроения Европы между двумя мировыми войнами, мы перенесемся в Париж 1925 года, на Международную выставку декоративного искусства, где сформировался стиль Ар Деко, оказавший влияние на искусство, моду и дизайн всего мира. Роскошь и декоративизм этого стиля не противоречили, а соответствовали наиболее радикальным архитектурным идеям, вместе они формировали новое художественное пространство.

  1. Искусство интерьера сегодня и завтра.

Вторая половина ХХ века стала временем парадоксальных и неожиданных трансформаций,  эклектического смешения художественных языков, неклассической трактовки классических традиций. Мы являемся свидетелями невероятного расширения границ искусства, изменения отношений к способам проектирования пространств, их масштабам и эстетическим смыслам. Новое восприятие и осмысление пространства стало главной темой минимализма. Бионика и экология послужили дальнейшему развитию органического принципа в архитектуре и интерьере. Развивается и направление, ориентирующееся на возрождение традиций – этностиль. Процветают структурализм и хай-тек. Самое удивительное, что все эти многочисленные и разнообразные тенденции не противоречат друг другу, а все вместе определяют вектор развития искусства интерьера.

 

© Все учебные программы студии защищены законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Любое копирование или использование программ курсов без согласия правообладателя является незаконным и влечет юридическую ответственность.

 

О курсе «Художественый смысл интерьера: история стилей»

Цикл лекций посвящен искусству интерьера в его историческом развитии. Обращаясь к опыту ушедших эпох, раскрывая художественные предпочтения, лежавшие в основе стилеобразования в эпохи Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового Времени, мы сможем почувствовать дух времени и увидеть красоту внутренних пространств, созданных великими художниками и архитекторами прошлого. Мы будем изучать знаменитые интерьеры «исторических стилей» – барокко, рококо, классицизма, проследим становление приемов стилизации в интерьерах ампира, эклектизма и Art Nouveau, постараемся понять, как повлияли на интерьеры ХХ века художественные идеи модернизма и постмодернизма и что из себя представляют стили в современном дизайне интерьера. Лекции будут интересны тем, кто мечтает стать профессионалом в дизайне интерьера, а также любителям искусства, стремящимся больше знать о мире и ярче чувствовать красоту.

Отзывы

О курсе «История стилей в интерьере»

Фотографий пока нет, но скоро обязательно будут.
А пока вы можете посмотреть нашу галерею.

Преподаватель

Шимелевич Анна

Расписание

Занятия проходят по адресу ул. Мельникайте, 4-409 (ст.м. «Фрунзенская»)
  • сб. 11:00 — 14:00

Стоимость

  • 210 евро за 3 месяца обучения по курсу НБ РБ на день оплаты.

Смотрите также

ВНИМАНИЕ! Все права защищены. Любое использование материалов сайта разрешается только при условии размещения прямой индексируемой гиперссылки на непосредственную страницу материала.

наверх